2-я буква W — Weaknesses (слабые стороны)
Алгоритм тот же: «В чем наши слабые стороны именно сейчас и именно по сравнению с этим конкурентом?» Слабые стороны анализируются также через призму ресурсов. Точно так же и по немцам: «В чем их слабость здесь и сейчас?» Слабая сторона немцев осенью под Москвой — проблемы с логистикой в условиях наших расстояний и бездорожья. Не зря же логистику называют королевой войны.
Наша самая слабая сторона — разобщённость войск между собой, потеря связи, отсутствие какой-либо коммуникации и, как следствие, абсолютно неэффективное использование всех возможных доступных ресурсов.
Итак, мы разобрали две буквы S и W — сильные и слабые стороны. Обратите внимание, речь шла про внутренние факторы. И здесь также очень часто идёт путаница.
Две следующие буквы — очень забавные. O — Opportunities (возможности), T — Threats (угрозы). Это внешние факторы, которые мы можем использовать, но влиять на них не можем. Например, отсутствие хороших дорог — это просто факт, на который мы не можем повлиять, но он может быть нашей возможностью, а для немцев угрозой. То же самое касается погоды: осенняя распутица, ранние морозы — это просто факты, но они могут быть как угрозой, так и возможностью. Вопрос только в том, как ими воспользоваться.
Итак, как же Жуков выработал стратегию:
Чтобы наша сильная сторона (мобилизационный ресурс) стала козырем, нужно централизовать управление фронтом, убрать разобщённость, выстроить вертикаль власти, наладить единое информационное пространство через восстановление системы штабов и выиграть время для действий ставки по организации переброски ресурсов с других фронтов.
А чтобы выиграть время, нужно сделать слабые стороны немцев ещё слабее и не дать им возможности реализовать их сильные стороны (скоростные манёвренные прорывы танковыми кулаками). Поэтому целенаправленно нужно в тылу немцев разрушать их логистику, перекрыть все виды дорог — автомобильных и железнодорожных, спереди и сзади, сделать их непроходимыми для техники. Тогда русская грязь и слабая, по сравнению с Европой, дорожная инфраструктура станут нашими возможностями, а для немцев угрозой. Но этого мало — это только часть стратегии. Ещё нужно скопировать сильную сторону немцев и уже своими танковыми кулаками молниеносно контратаковать, брать в клещи уже немцев, деморализуя их войска.
И как мы знаем, эта стратегия Жукова сработала. Через 67 суток началось контрнаступление, 5 декабря линия фронта была отброшена от Москвы на 100–250 км, что заставило наших «партнёров» быть более сговорчивыми для открытия второго фронта.
Конечно, любые исторические параллели всегда условны и спорны! Но я надеюсь, что пример Георгия Константиновича Жукова вдохновит вас на новые управленческие подвиги. И пусть SWOT-анализ помогает вам находить верное решение.