Обучение управлению на примерах из Российской истории
От основателя направления
Исторический менеджмент
ТАТЬЯНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

ТРИЗ: как научиться творческому мышлению?

Татьяна Григорьева / автор статьи


СОДЕРЖАНИЕ

    Можно ли научиться изобретать?

    Как всё время придумывать что-то новое на производстве и в бизнесе? В конкурентной гонке нельзя расслабляться. Можно ли научиться творческому мышлению, или с этим можно только родиться?
    О, этот вопрос волновал самые светлые головы столетиями. Но во второй половине XX века он был окончательно решён. Наши с вами соотечественники Генрих Альтшуллер и его друг детства Рафаэль Шапиро придумали ТРИЗ. Что это такое, знают интеллектуалы во многих странах мира, а у нас подзабыли.
    ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Сорок лет совместной работы по изучению десятков тысяч патентов на изобретения привели к тому, что Генрих и Рафаэль выделили всего 50 типовых универсальных приёмов решения практически любых задач. Все они сведены в таблицы, и теперь то, на что раньше уходили годы, знатоки ТРИЗ решают за минуты.
    Расскажу только про один из приёмов ТРИЗ. Он называется загадочно — ИКР.

    Метод ИКР — начинай с конца

    Выберите какую-то одну задачу в вашем производственном цикле: будь то сокращение количества брака или времени простоя. И теперь попробуйте решить эту задачу не с начала, а с конца. Иными словами, закройте глаза и… представьте, как бы задача была решена самым лучшим образом. Или: создайте в своём воображении Идеальный Конечный Результат. О, заметили, что эти три слова укладываются в аббревиатуру ИКР — в название метода?
    А дальше то, что вы увидели в своём воображении, максимально детально постарайтесь описать — зафиксируйте это, желательно письменно. Если вы справились с этим — поздравляю: 50% успеха у вас уже есть. Ведь очень часто нам мешают найти неординарное решение именно психологические барьеры — инерция мышления.
    Имея на руках образ идеального конечного результата, накидайте 3–4 варианта, как можно было бы его достичь. И уверена — вы удивитесь, как быстро найдёте решение.
    Как пример реализации метода ИКР расскажу то ли байку, то ли быль — как однажды советским инженерам была поставлена задача: придумать приспособление, с помощью которого человек мог бы быстро передвигаться в пространстве. Первая реакция, конечно, была: это невозможно. Но тут им показали “секретный”, добытый разведчиками фильм о том, как американцы придумали ранец: человек надевает его, нажимает кнопку — и взлетает, перемещаясь на десятки метров.
    И тут нашим инженерам уже ничего не оставалось, кроме как придумать решение. Через короткое время они вернулись с результатом. У них, конечно, получилось не совсем так: ранец за спиной был побольше, летал не так высоко и далеко — но задание было выполнено.
    А потом оказалось, что заказчики смонтировали этот фильм, и человека с ранцем просто поднимали на подъёмном кране. Но именно тот факт, что инженеры увидели своими глазами образ конечного результата, дал им возможность поверить, что задача решаема.

    ТРИЗ — система мышления, доступная каждому

    Как говорил автор метода, Генрих Альтшуллер, благодаря применению им алгоритмов меняется стиль мышления. Потому что ТРИЗ — это программа развития творческих способностей и таланта, доступная каждому.
    Поэтому найдите время, посмотрите, что такое ТРИЗ — ведь это гордость нашей страны. А затем смело ставьте перед собой нерешаемые на первый взгляд задачи — и с помощью всего лишь одного алгоритма ИКР (Идеальный Конечный Результат) из теории ТРИЗ находите оптимальное решение.
    Татьяна Григорьева, основатель проекта Исторический менеджмент. Заказывайте корпоративное обучение по программам обучения Исторического менеджмента: выступления, тренинги и стратегические сессии.
    Любите свою страну. Играйте в историю. Создавайте свою историю.
    Смотреть также:
    Как опыт А.В. Суворова при штурме Измаила поможет провести большое мероприятие?
    Как провести масштабное мероприятие без опыта и времени? Уроки подготовки от А. В. Суворова на примере штурма Измаила: планирование, тренировки, обратная связь. Исторический кейс — современным управленцам.
    Почему цели компании не достигаются? Почему сотрудникам все равно?
    Уникальный опыт Антона Семёновича Макаренко, советского педагога, который с 1920 по 1935 годы возглавлял колонию им. Горького и коммуну им. Дзержинского. Под его руководством из малолетних преступников, воров, беспризорников вышли учёные, герои труда и войны — порядка 3000 человек. И ключевым элементом этой "трансформации" было правильно выстроенное целеполагание.
    Как все успеть? Тайм-менеджмент от отца космонавтики С.П. Королева
    Королёв принимал 13 человек за 20 минут — и вы так сможете! Раскрываем секрет его 90-секундных встреч, которые экономят 8+ часов в неделю.
    Что делать с кадровым голодом? Опыт С.П. Королева
    Где взять специалистов, если их нет? Опыт Королёва для вашего бизнеса Как создать кадры с нуля? Личное обучение, работа с вузами и подготовка персонала под свои задачи. Готовое решение для HR и рекрутинга.
    Почему клиенты не пользоваться нашими услугами? Клиентский менеджмент С.Т. Шацкого
    Клиенты не берут все услуги? Решение Шацкого: проживите их сами. Работает и сегодня!
    С чего начать масштабирование бизнеса? Или как Екатерина II построила 216 городов
    Как правильно масштабировать бизнес и избежать потерь? На примере Екатерины II, построившей 216 городов, разбираем, как стандартизация, чёткое планирование и контроль могут помочь современным управленцам в успешном развитии компании.
    Как определить верную стратегию в цейтноте при множестве альтернатив? SWOT-анализ Г. К. Жукова в битве за Москву
    Исторический SWOT-анализ на примере Г. К. Жукова: как грамотно оценивать сильные и слабые стороны компании, управлять рисками и находить оптимальную стратегию в критической ситуации.
    Екатерина II и талант-менеджмент
    Екатерина II как мастер талант-менеджмента: раскрытие потенциала сотрудников, развитие гениев и управление талантами через терпимость и вдохновение.
    Как Иван III поможет вам в сделках M&A сохранить актив?
    Как опыт Ивана III в управлении Новгородом помогает эффективно интегрировать команды и сохранять ключевой персонал в сделках M&A.
    Проблемы обучения госслужащих
    Автор рассматривает факторы, препятствующие эффективному обучению госслужащих, и предлагает пути их преодоления, опираясь на современные методики и подходы в сфере образования. Статья будет полезна специалистам, занимающимся развитием и повышением квалификации кадров в государственном секторе.