Обучение управлению на примерах из Российской истории
От основателя направления
Исторический менеджмент
ТАТЬЯНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

Екатерина II и талант-менеджмент

Татьяна Григорьева / автор статьи


СОДЕРЖАНИЕ

    "Талант-менеджмент" как новую методику управления персоналом

    Часто слышу про "Талант-менеджмент" как новую методику управления персоналом. А что-то подобное было в нашей истории?
    В 1997 году консалтинговое агентство McKinsey опубликовало отчет «Война за таланты», и руководители многих компаний задумались о том, как работать с этой категорией сотрудников. Ведь распознать талант — задача не из легких, а удержать его еще сложнее. Поэтому talent management — это не дань моде, а необходимость выживания компаний.
    А вот в нашей истории Екатерина II обладала удивительной способностью видеть талант в человеке и развивать его до уровня гения. Она раскрыла таланты таких людей, как Суворов, Ломоносов, Державин, Баженов и сотни других выдающихся личностей в разных областях: полководцев, ученых, управленцев, художников.

    В чем секрет Екатерины II?

    Лучше всего о ее методах управления талантами рассказала она сама: «Изучайте людей, отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении». Согласитесь, это по-прежнему актуально. Следовательно, задача руководителя — внимательно искать искры талантов.

    Как Екатерина II развивала таланты?

    Когда Екатерина находила таланты, она целенаправленно их воспитывала и создавала для них благоприятные условия. Например, она вывела Александра Безбородко из простого писаря до одного из лучших дипломатов своего времени. Вот что она сама говорила о подходе к воспитанию талантов:
    «Когда хочешь сделать новый рассадник устриц, недостаточно взять их с одного места и перенести в другое… Надо еще наблюдать глубину воды в приливе и отливе, природу дна, положение берегов, подобно тому, как хороший садовник рассматривает свойства почвы, когда хочет пересадить какой-нибудь куст».

    Терпимость к ошибкам

    Есть еще один важный аспект в управлении талантами — быть терпимым к их ошибкам и недостаткам. Екатерина говорила: «Я хвалю громко, а порицаю — тихо». Даже если с подчиненным у вас сложные отношения, ставьте дело выше. Например, генерал-губернатор Мельгунов имел привычку критически высказываться о императрице в кругу близких. Екатерина же говорила:
    «Все знаю, но вижу в нем человека государственного; итак, презирая личного моего в нем врага, уважаю достоинства. Я, подобно пчеле, должна и из ядовитых растений выбирать соки, которые, в смешении с другими, могут быть полезными».
    Согласитесь, это сильно сказано!

    Главный секрет Екатерины II

    И, наконец, наверное, самый главный секрет выращивания талантов у Екатерины II заключается в её фразе:
    «Любить врученных мне подданных я за долг почитаю; быть любимой от них — есть мое желание».
    Если вы хотите, чтобы в вашей компании расцветали таланты, то прежде всего любите их.
    Татьяна Григорьева, основатель проекта Исторический менеджмент. Заказывайте корпоративное обучение по программам обучения Исторического менеджмента: выступления, тренинги и стратегические сессии.
    Любите свою страну. Играйте в историю. Создавайте свою историю.
    Смотреть также:
    Отто Шмидт и выбор стратегии: ждать или идти
    В экстремальных условиях Арктики Отто Шмидт принял непростое решение, которое спасло его команду. Эта история — пример того, как стойкость и верность принципам помогают руководителям находить верный путь даже в кризисе.
    «Наказ» Екатерины II: кто должен разрабатывать стратегию компании?
    На примере «Наказа» Екатерины II разбираем, как вовлечённость лидера, ясное видение и работа с командой помогают создать стратегию, способную направить бизнес к успеху.
    Макаренко и спиральная динамика: Реально ли создать бирюзовую организацию в России?
    Создание бирюзовых организаций в России через опыт Макаренко: самоуправление, доверие и творчество для современных условий.
    Суворов и 5 пальцев мотивации
    Принципы мотивации команды от Суворова: забота, цели, единство, обучение и лидерские качества.
    Станиславский и обучение продавцов
    Применение системы Станиславского в обучении продавцов: как поверить в продукт, понять покупателя и повысить продажи через эмоциональный подход и индивидуальное взаимодействие.
    Проблемы обучения госслужащих
    Автор рассматривает факторы, препятствующие эффективному обучению госслужащих, и предлагает пути их преодоления, опираясь на современные методики и подходы в сфере образования. Статья будет полезна специалистам, занимающимся развитием и повышением квалификации кадров в государственном секторе.
    Стратегия для руководителей и предпринимателей
    Статья исследует ключевые принципы эффективного управления в быстро меняющихся условиях. Рассматриваются методы адаптации стратегии, принятия решений под давлением и балансировки рисков. Особое внимание уделяется историческим примерам и практическим рекомендациям для современных лидеров.
    4 ключевых функции руководителя на примере действий Г.К. Жукова при обороне Москвы
    Анализ стратегических решений советского командования во время обороны Москвы в контексте их последствий. Материал будет полезен тем, кто интересуется управлением в условиях кризиса и принятием решений под давлением.