Запрос и исторический пример: как повлиять на тех, кого нельзя заменить
Запрос дня: Как мне повлиять на своих поставщиков? Отказаться от них не могу, но и терпеть их необязательность нет сил. У себя на производстве все бизнес-процессы привёл в порядок, но из-за этих поставщиков всё время возникают проблемы. Что делать? Представьте, ровно 100 лет назад аналогичную проблему решил наш великий соотечественник, основатель средовой педагогики — Станислав Шацкий. В США о нём знают больше, чем у нас. Ещё до революции он организовал детскую колонию «Бодрая жизнь» для детей из трущоб. Он хотел показать им другой мир, раскрыть их потенциал и дать шанс вырваться из нищеты. Но столкнулся с тем, что когда дети возвращались в свои семьи, на улицу, весь его вклад быстро улетучивался. И тогда он понял: раз у него получается менять детей, нужно менять и родителей, и всю среду их обитания.
Как Шацкий преобразил среду — и чему это может научить вас
До революции он проводил эксперименты, а в 1919 году возглавил 1-ю опытную станцию системы Наркомпроса. Через несколько лет в неё входили 14 начальных школ, школа-колония, 4 детских сада, бюро по изучению края, библиотеки, клубы и др. За 10 лет он реально изменил жизнь тысяч людей в районе, где сейчас расположен город Обнинск. С чего он начал? Он описал факторы влияния среды на ребёнка и выяснил, что влияние родителей — ключевое. Он начал с ними общаться, анкетировать (да-да, 100 лет назад!), стремясь понять причины. Ведь они не враги своим детям. Дальше — он стал помогать родителям. Например:
Родители плохо образованы, но хотят учиться — он организовал курсы грамотности, в том числе силами самих детей.
Некуда деть малышей — появился детский сад.
Родители не понимали важности чистоты — были созданы бригады из детей, которые помогали убирать не только общественные территории, но и квартиры подопечных.
Так он осуществлял «подъём культуры микросреды».
Применение в бизнесе: от Шацкого до Тойоты и КАМАЗа
Какое это имеет отношение к вам? Самое прямое. Ваши поставщики, возможно, просто не могут — не знают, как наладить процессы. Примерно как те родители, которые никогда не чистили зубы и не имели постельного белья, — они просто не знали, что можно иначе. Научите их культуре ваших бизнес-процессов. Если вы сейчас подумали, что это сказки — я вас удивлю. Именно в этом секрет Тойоты, которая активно развивает горизонтальную интеграцию, обучая поставщиков культуре поставок just-in-time. А Тойота позаимствовала эту идею у России! В 1928 году американский просветитель Джон Дьюи встретился с Шацким, назвал его проект «уникальным местом воспитательной среды» и по возвращении в США широко рассказывал о нём. Этот подход стал частью образовательной философии на Западе. Более того, КАМАЗ в 2022 году, когда ушли европейские поставщики, собрал всех своих, помог деньгами, расширением ассортимента, обновлением оборудования. Сотрудники КАМАЗа обучали персонал поставщиков культуре производства. Поэтому я уверена: опыт Шацкого по средовой педагогике актуален как никогда. Найдите с поставщиками общие интересы, помогите им стать лучше — как Шацкий помогал родителям из трущоб воспитывать новых людей и преображать свою жизнь.
Узнайте, как добиться точного выполнения распоряжений от сотрудников, используя методы управления Георгия Жукова. Исторические примеры и практические советы по мотивации и чёткой постановке задач помогут вам повысить эффективность команды.
Исторический SWOT-анализ на примере Г. К. Жукова: как грамотно оценивать сильные и слабые стороны компании, управлять рисками и находить оптимальную стратегию в критической ситуации.
Применение системы Станиславского в обучении продавцов: как поверить в продукт, понять покупателя и повысить продажи через эмоциональный подход и индивидуальное взаимодействие.
Статья исследует ключевые принципы эффективного управления в быстро меняющихся условиях. Рассматриваются методы адаптации стратегии, принятия решений под давлением и балансировки рисков. Особое внимание уделяется историческим примерам и практическим рекомендациям для современных лидеров.
Анализ стратегических решений советского командования во время обороны Москвы в контексте их последствий. Материал будет полезен тем, кто интересуется управлением в условиях кризиса и принятием решений под давлением.