Обучение управлению на примерах из Российской истории
От основателя направления
Исторический менеджмент
ТАТЬЯНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

НОТ: забытые методы повышения производительности труда

Татьяна Григорьева / автор статьи


СОДЕРЖАНИЕ

    Как производить больше тем же составом?

    Из-за кадрового голода не могу увеличивать штат своего предприятия, но как производить больше тем же составом?
    О, этому вопросу больше ста лет. Ещё в конце XIX века капиталисты искали методы повышения производительности труда. Фредерик Тейлор в 1911 году в США опубликовал книгу «Принципы научного менеджмента». Но то, что было хорошо для капиталистов, в молодом советском государстве подверглось критике. Ведь методы увеличения интенсивности труда ради получения большей прибыли не подходили стране, где победила революция.
    Однако молодому государству рабочих и крестьян нужно было быстро строить новую экономику, а значит — найти методы повышения производительности труда, в центре которых стоял бы человек и его потребности. Так родился НОТ — научная организация труда.
    Ввёл термин НОТ Осип Аркадьевич Ерманский. В 1923 году его книга «Научная организация труда и производства» выдержала уже четвёртое издание. Когда за первую пятилетку (1928–1932 гг.) в СССР было построено более 1500 предприятий нового типа с принципиально иной производительностью труда — это во многом была заслуга НОТа.
    Ерманский настаивал на чётком различии между интенсивностью труда и производительностью труда. И это звучит сейчас как никогда актуально. Ведь вы наверняка сталкивались с ситуацией, когда сотрудники выбирают такого работодателя, где можно за те же деньги меньше и легче трудиться. И тогда вам, как руководителю, надо искать методы не интенсификации (т.е. не заставлять работать больше, дольше и быстрее), а вспомнить НОТ из нашего советского прошлого.

    НОТ и цифровизация — в СССР сто лет назад

    Вы удивитесь, но сто лет назад всё начиналось с того, что сегодня модно называть цифровизацией. Осип Ерманский призывал сначала получить исходные цифровые данные о ключевых процессах:
    — сколько работ выполняет сотрудник за единицу времени,
    — сколько шагов он делает для той или иной операции,
    — сколько брака или несчастных случаев происходит до обеда, после обеда, утром в понедельник или к вечеру пятницы…
    Получив данные, нужно начинать наблюдение за деятельностью сотрудника, чтобы определить, что можно улучшить, упростить, автоматизировать. Это удивительно, но то, что сейчас студенты изучают как кайдзен, в СССР придумали за 30 лет до японского чуда.
    Например, кружки качества. Ерманский активно призывал вовлекать самих исполнителей в наблюдение и улучшение своей работы. Это была система, где работник становился не просто исполнителем, а соавтором изменений.

    Что делать сейчас: НОТ и вовлечение команды

    Возвращаясь к вашему вопросу — как в условиях кадрового голода производить больше без увеличения штата — предлагаю внедрять научную организацию труда у вас на производстве, привлекая к этому самих сотрудников.
    И не забывайте, что главной ценностью в НОТ, придуманной Осипом Ерманским, был человек и его потребности. Современным капиталистам стоит об этом задуматься, чтобы не проиграть в битве за кадры.
    Конечно, любые исторические параллели всегда условны. Но вдруг забытая советская научная организация труда поможет именно вам?
    Татьяна Григорьева, основатель проекта Исторический менеджмент. Заказывайте корпоративное обучение по программам обучения Исторического менеджмента: выступления, тренинги и стратегические сессии.
    Любите свою страну. Играйте в историю. Создавайте свою историю.
    Смотреть также:
    ТРИЗ: как научиться творческому мышлению?
    Можно ли научиться творчески мыслить? Метод ТРИЗ — уникальная отечественная система, которая помогает находить нестандартные решения. Узнайте, как использовать ИКР — Идеальный Конечный Результат — для успеха в бизнесе и производстве.
    Королев: Детская мечта как опора в жизни
    Устали от рутины? Откройте для себя простой метод Королёва, как снова влюбиться в свою работу. Вспомните первый успех, разбейте большие цели на шаги и найдите радость в процессе.
    Как справляться с неудачами и работать над ошибками на примере Сергея Королева
    11 нештатных ситуаций в полёте Гагарина стали основой космических побед. Внедрите систему анализа ошибок: журнал разбора, культуру открытости и регулярные "разборы полётов" для роста бизнеса.
    Почему клиенты не пользоваться нашими услугами? Клиентский менеджмент С.Т. Шацкого
    Клиенты не берут все услуги? Решение Шацкого: проживите их сами. Работает и сегодня!
    Как добиться от сотрудников точного выполнения распоряжений? Опыт Г.К. Жукова
    Узнайте, как добиться точного выполнения распоряжений от сотрудников, используя методы управления Георгия Жукова. Исторические примеры и практические советы по мотивации и чёткой постановке задач помогут вам повысить эффективность команды.
    Отто Шмидт и выбор стратегии: ждать или идти
    В экстремальных условиях Арктики Отто Шмидт принял непростое решение, которое спасло его команду. Эта история — пример того, как стойкость и верность принципам помогают руководителям находить верный путь даже в кризисе.
    Суворов и 5 пальцев мотивации
    Принципы мотивации команды от Суворова: забота, цели, единство, обучение и лидерские качества.
    Как эффективнее обучать управленцев?
    ​Статья предназначена для HR-специалистов, сталкивающихся с нежеланием руководителей обучаться. В ней рассматривается концепция андрагогики — науки об обучении взрослых, и предлагаются практические методы пробуждения у управленцев потребности в обучении, основанные на анализе проблем и использовании статистики текучести кадров.
    Как Иван Грозный с помощью SWOT анализа Казань брал
    Стратегические решения царя Ивана IV в ходе завоевания Казани через призму SWOT-анализа. Автор разбирает сильные и слабые стороны московского войска, выявляет внешние угрозы и возможности, повлиявшие на исход кампании.
    4 ключевых функции руководителя на примере действий Г.К. Жукова при обороне Москвы
    Анализ стратегических решений советского командования во время обороны Москвы в контексте их последствий. Материал будет полезен тем, кто интересуется управлением в условиях кризиса и принятием решений под давлением.