Во времена «железнодорожного бума» два города — Торжок и Боровск — сделали противоположные выборы.
Купцы из Торжка объединились и
заплатили, чтобы железная дорога прошла через их город.
А купцы-старообрядцы из Боровска, наоборот,
заплатили, чтобы путь прошёл мимо.
Уже через несколько лет стало ясно: там, где
не прошло железнодорожное полотно — жизнь замерла.Торжок стоял на середине важнейшего тракта между Петербургом и Москвой. До появления ж/д в городе кипела жизнь: тысячи ямщиков, трактиры, отели, ремонтные мастерские и центр дилижансных перевозок. А знаменитые котлеты «пожарские» прославили Торжок по всей стране.
Но 1 ноября 1851 года пошёл
первый поезд, и:
- перевозки подешевели в 5 раз,
- путь от Петербурга до Москвы сократился с 4 дней до 21 часа,
- дилижансы стали нерентабельны.
Жизнь изменилась необратимо.
Классический бизнес умирал. Его не закрывали насильно — он просто становился убыточным.
Купцы и промышленники Торжка приняли реальность:
лучше стать частью новой истории, чем медленно угасать. Они создали собственное Общество Новоторжской железной дороги и в 1870 году добились того, чтобы линия Лихославль — Вязьма прошла через город.
Боровск выбрал путь ожидания.
Купцы не договорились. Владельцы предприятий надеялись, что отсутствие ж/д позволит скупать сырьё дешевле. Вроде бы новшество спорное, непонятное… Поживём — увидим.
Но железная дорога в Боровск так и
не пришла.А вместе с ней не пришло и будущее.