Обучение управлению на примерах из Российской истории
От основателя направления
Исторический менеджмент
ТАТЬЯНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

Как предпринимателю вовремя распознать стратегические развилки на примере Боровска и Торжка

Татьяна Григорьева / автор статьи


СОДЕРЖАНИЕ

    Ищем ответы в истории на актуальные вопросы управленцев

    Как предпринимателю распознать необратимость изменений в бизнес-среде?" Хороший вопрос. Как известно, выживает не сильнейший, а адаптивный.
    • Итак, конец XIX века в России именуют периодом "железнодорожного бума". Как сейчас с искусственным интеллектом.

    Историческая развилка: Боровск vs Торжок

    Говорят, что купцы-старообрядцы из города Боровска заплатили деньги, чтобы железная дорога не прошла через их город, тогда как купцы из Торжка, наоборот, заплатили деньги, чтобы железная дорога прошла через их город. Кто из них оказался прав?
    Стратегически уже спустя несколько лет стало понятно, что в тех городах, где не прошла дорога - жизнь замерла.
    Торжек на середине тракта - главной транспортной артерии XIX века из Петербурга в Москву. Экономика города держится на обслуживании дороги. До появления железной дороги в Торжке проживали несколько тысяч ямщиков, доставляющих почту. Действовал централизованный бизнес перевозок на дилижансах. Работали ремонтные мастерские, трактиры, отели. А котлеты "пожарские" славились на всю Россию.
    И вот железная дорога проходит мимо. Город начинает терять свое значение транспортного узла и торгового центра.
    Только представьте: 1 ноября 1851 года прошел первый поезд, и грузоперевозки подешевели в 5 раз; пассажирские перевозки ускорились: ранее на общественном дилижансе из Петербурга ехали 4 дня в лучшем случае, а на первом народном поезде первые пассажиры доехали за 21 час 45 минут.

    Уроки для современного управления

    Вот тот самый рубикон для бизнес-элиты Торжка. Традиционного бизнеса больше нет. Он не умрет, но доходы будут сокращаться.
    Купцы и промышленники Торжка думали два года и решили, что лучше стать частью этой истории, чем медленно умирать.
    А боровские купцы не смогли договориться между собой. Владельцы земель и предприятий считали, что вдали от железной дороги им будет легче скупать за бесценок коноплю, пеньку и другие продукты. "Неизвестно, как еще это нововведение себя покажет. Поживем - увидим, авось все само решится".
    Бизнес-элита Торжка и окрестностей договорились, скинулись и... Железная дорога в Торжке появилась в 1870 году как первый участок при строительстве линии Лихославль - Вязьма. Участок был построен на средства Общества Новоторжской железной дороги, образованного местными купцами.
    А боровские ждали и просто продолжали вести свой привычный бизнес.
    Сегодня это называют стратегической близорукостью. Ведь если бы они посмотрели чуть дальше своего города, страны, то узнали бы что:
    • В Англии железная дорога уже показала свою эффективность в 1840-х годах;
    • В США - в 1850-х годах XIX века;
    • Железные дороги везде не только увеличивали скорость транспорта, но и резко снижали его стоимость.
    Что это говорит современным управленцам, когда они сталкиваются с технологиями, которые изменят их жизнь?
    1. Не почивать на лаврах текущего бизнеса - он конечен, как бы стабилен не казался.
    2. Внимательно следить за трендами, технологическими инновациями, но и изучать вопрос шире, глобально - в мире, кто уже как на этот вызов отреагировал.
    3. Объединяться с коллегами-конкурентами - поодиночке не справиться с новыми вызовами.
    Замечу, что любые исторические параллели всегда условны, но я надеюсь, что пример Торжка и Боровска вдохновит вас на новые управленческие подвиги.
    Татьяна Григорьева, основатель проекта Исторический менеджмент и преподаватель Executive MBA Университета «Синергия». Заказывайте корпоративное обучение по программам обучения Исторического менеджмента: выступления, тренинги и стратегические сессии.
    Любите свою страну. Играйте в историю. Создавайте свою историю.
    Смотреть также:
    Почему клиенты не пользоваться нашими услугами? Клиентский менеджмент С.Т. Шацкого
    Клиенты не берут все услуги? Решение Шацкого: проживите их сами. Работает и сегодня!
    Ключевой сотрудник ушел к конкуренту! Простить? Понять? Принять? Ищем ответ на примере Ивана Грозного и хана Едигера
    Как справиться с уходом ключевого сотрудника к конкуренту? Изучите на примере Ивана Грозного и хана Едигера, который, несмотря на предательство, вернулся и продолжил службу. Эмоции vs. интересы дела.
    Как научиться ставить цели по SMART с помощью Ивана Грозного?
    Как научиться ставить цели по SMART на примере Ивана Грозного и строительства города Свияжска за 28 дней. Примените исторический подход для эффективного управления и планирования в вашем бизнесе.
    «Наказ» Екатерины II: кто должен разрабатывать стратегию компании?
    На примере «Наказа» Екатерины II разбираем, как вовлечённость лидера, ясное видение и работа с командой помогают создать стратегию, способную направить бизнес к успеху.
    Макаренко и спиральная динамика: Реально ли создать бирюзовую организацию в России?
    Создание бирюзовых организаций в России через опыт Макаренко: самоуправление, доверие и творчество для современных условий.
    Суворов и 5 пальцев мотивации
    Принципы мотивации команды от Суворова: забота, цели, единство, обучение и лидерские качества.
    Екатерина II и талант-менеджмент
    Екатерина II как мастер талант-менеджмента: раскрытие потенциала сотрудников, развитие гениев и управление талантами через терпимость и вдохновение.
    Как Иван III поможет вам в сделках M&A сохранить актив?
    Как опыт Ивана III в управлении Новгородом помогает эффективно интегрировать команды и сохранять ключевой персонал в сделках M&A.
    Стратегия для руководителей и предпринимателей
    Статья исследует ключевые принципы эффективного управления в быстро меняющихся условиях. Рассматриваются методы адаптации стратегии, принятия решений под давлением и балансировки рисков. Особое внимание уделяется историческим примерам и практическим рекомендациям для современных лидеров.