Обучение управлению на примерах из Российской истории
От основателя направления
Исторический менеджмент
ТАТЬЯНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

Как научиться ставить цели по SMART с помощью Ивана Грозного?

Татьяна Григорьева / автор статьи


СОДЕРЖАНИЕ

    Как научиться ставить цели по SMART?

    Очень часто можно услышать запрос от управленцев: как ставить цели так, чтобы они были достижимыми, а не просто хотелками?

    Короткий ответ — используйте методику SMART. Это аббревиатура, мнемонический прием, позволяющий запомнить обязательные элементы целеполагания. Не все управленцы ее знают, а самое главное — применяют. А вот Иван Грозный в далеком 16 веке всего за 28 дней построил город-крепость, и без четкого планирования ему бы это не удалось. Конечно, он не знал про методику SMART, зато на этом примере можно ее изучить.
    Исторический менеджмент | Как научиться ставить цели по SMART с помощью Ивана Грозного? | Татьяна Григорьева
    Итак, весна 1550 года, Иван IV уже второй раз не смог взять Казань, потому что снова погода нарушила логистику, войска остались без продовольствия и боеприпасов. Возвращаясь назад, в 30 верстах от Казани он увидел холм. И тут его осенило: а что, если здесь построить город — как форт-пост? Армии — приют, а припасам — безопасность! Но как его построить на глазах у казанцев? Собрал царь воевод, да стали думать. И вот что придумали: давайте прямо по буквам методики SMART и посмотрим. Внимание на вопросы, вся соль в них!
    Исторический менеджмент | Как научиться ставить цели по SMART с помощью Ивана Грозного? | Татьяна Григорьева

    Что такое SMART?

    Первая буква S — Specific
    Вопрос: что конкретно нужно сделать?
    Ответ: построить укрепленный город по самым современным градостроительным технологиям, принятым в мире — образец итальянская школа фортификации. Город этот должен быть навсегда, поэтому в нем должно быть все для жизни как в военное, так и в мирное время: административные здания, храмы, жилые дома, торг, мастерские.

    Вторая буква M — Measurable
    Вопрос: в чем измерим результат?
    Ответ: в размерах города. Он должен быть таким, чтобы мог вместить в случае необходимости войско 50-80 тыс. человек и все продовольствие и вооружение для него.

    Третья буква A — Achievable
    Вопрос: достижима ли цель в принципе? Что важно предусмотреть сразу, заранее, чтобы она стала достижимой? Что может помешать достижению цели? Здесь вступает в силу риск-менеджмент. Как сделать так, чтобы казанцы не заметили строительства города прямо у них «под боком»?
    Ответ: построить город в другом месте, за 1000 км от Казани, и тайно сплавить его на плотах.

    Четвертая буква R — Relevant и Resources
    Relevant
    Вопрос: не противоречит ли цель основной стратегии? Как данная цель работает на общий результат? Это очень важная буква в целеполагании! Много неудач в планировании происходит, когда заманчивые цели не связаны с основной стратегией. На них тратятся ресурсы, а потом их достижение не приводит к достижению самого главного. Для Ивана Грозного этот город показывал казанцам, что его намерения максимально серьезны. Надо мирно договариваться, а если не получится, то этот новый город станет опорой для взятия Казани и полного присоединения Казанского ханства к России.

    Resources
    Вопрос: какие ресурсы потребуются? Где их взять? Сколько они будут стоить? Кто будет за них платить?
    Ответ: для строительства города такого масштаба потребуются деньги — возьмем из казны. Нужен будет лес — в землях бояр Ушатых под Угличем есть подходящий, прямо на Волге. Нужны будут строители города? Соберем тех, кому пожалуем честь жить в новом городе, кто будет сам себе дома строить, а заодно и стены города. А как удержать стройку в секрете? Перекрыть заранее все реки, чтобы казанцы ничего не заподозрили.

    Последняя буква T — Time
    У этой буквы тоже есть свой секрет: ее лучше сразу разделить на два подпункта.

    Первый вариант Time
    Вопрос: когда сдавать? К какому сроку город должен быть готов?
    Ответ: к началу лета 1551 года город должен стоять.

    Второй вариант Time
    Вопрос: сколько потребуется времени на проект целиком и на каждый его этап в отдельности?
    Ответ: на разработку проекта города потребуется 3-4 месяца, на подготовку ресурсов — еще столько же. По зиме 1550-1551 г. заготовить лес и срубить срубы стен, башен, домов, храмов; по весне 1551 г., как реки вскроются ото льда, спустить до места назначения и за месяц построить город под Казанью, защищая его во время строительства от попыток разрушить.
    Итак, как вы заметили, SMART — это не просто буквы, это набор вопросов, которые управленец должен себе задавать, чтобы сформулировать четко цель. И тогда она точно будет достижимой!
    Исторический менеджмент | Исторический менеджмент | Как научиться ставить цели по SMART с помощью Ивана Грозного? | Татьяна Григорьева | Татьяна Григорьева
    Замечу, что любые исторические параллели всегда условны, но я надеюсь, что пример строительства Свияжска в 16 веке за 28 дней вдохновит вас на новые управленческие подвиги.

    Рекомендации для современных управленцев

    Сколько раз мы, как управленцы, сталкиваемся с ситуацией, когда цель вроде есть, но как только доходит до реализации — всё рассыпается? То ресурсов не хватило, то сроки «уплыли», то команда не поняла, что вообще надо делать. А ведь проблема почти всегда одна — цель не была сформулирована по-настоящему чётко. Вот тут и пригодится пример XVI века, который легко можно представить как идеальную демонстрацию принципов SMART, задолго до появления самой методики.

    Опыт Ивана Грозного показывает: масштаб не имеет значения, если ты умеешь задавать правильные вопросы. Он не просто решил построить форпост под Казанью — он проанализировал риски, ресурсы, сроки и даже логистику с учетом сезонных факторов. Стратегическое мышление? Безусловно. Актуальность цели для всей кампании? Абсолютно. Причём всё это было реализовано в сжатые сроки и в условиях максимальной секретности. Почему? Потому что каждый шаг был заранее продуман. Он не пытался решать задачу в общем виде. Он декомпозировал её до конкретных действий, распределил ответственность, и главное — понимал, зачем это всё нужно.

    Вот и вам, если чувствуете, что ваша команда буксует, проект топчется на месте, а сроки сдвигаются — не спешите винить людей. Сначала спросите себя: а точно ли вы поставили цель так, чтобы она была понята, измерена, достижима, встроена в общую стратегию и уложена в конкретные сроки? Это не про сложные термины. Это про здравый смысл. Иван IV вряд ли слышал слово «менеджмент», но поступал как системный руководитель, которому и сегодня есть чему поучиться.
    Татьяна Григорьева, основатель проекта Исторический менеджмент. Заказывайте корпоративное обучение по программам обучения Исторического менеджмента: выступления, тренинги и стратегические сессии.
    Любите свою страну. Играйте в историю. Создавайте свою историю.
    Смотреть также:
    С чего начать масштабирование бизнеса? Или как Екатерина II построила 216 городов
    Как правильно масштабировать бизнес и избежать потерь? На примере Екатерины II, построившей 216 городов, разбираем, как стандартизация, чёткое планирование и контроль могут помочь современным управленцам в успешном развитии компании.
    Ключевой сотрудник ушел к конкуренту! Простить? Понять? Принять? Ищем ответ на примере Ивана Грозного и хана Едигера
    Как справиться с уходом ключевого сотрудника к конкуренту? Изучите на примере Ивана Грозного и хана Едигера, который, несмотря на предательство, вернулся и продолжил службу. Эмоции vs. интересы дела.
    Макаренко и спиральная динамика: Реально ли создать бирюзовую организацию в России?
    Создание бирюзовых организаций в России через опыт Макаренко: самоуправление, доверие и творчество для современных условий.
    Суворов и инициатива сотрудников
    Как Суворов развивал инициативу: доверие, обучение, свобода решений и поощрение действий как основа успешного руководства.
    Как эффективнее обучать управленцев?
    ​Статья предназначена для HR-специалистов, сталкивающихся с нежеланием руководителей обучаться. В ней рассматривается концепция андрагогики — науки об обучении взрослых, и предлагаются практические методы пробуждения у управленцев потребности в обучении, основанные на анализе проблем и использовании статистики текучести кадров.
    Стратегия для руководителей и предпринимателей
    Статья исследует ключевые принципы эффективного управления в быстро меняющихся условиях. Рассматриваются методы адаптации стратегии, принятия решений под давлением и балансировки рисков. Особое внимание уделяется историческим примерам и практическим рекомендациям для современных лидеров.
    4 ключевых функции руководителя на примере действий Г.К. Жукова при обороне Москвы
    Анализ стратегических решений советского командования во время обороны Москвы в контексте их последствий. Материал будет полезен тем, кто интересуется управлением в условиях кризиса и принятием решений под давлением.