Обучение управлению на примерах из Российской истории
От основателя направления
Исторический менеджмент
ТАТЬЯНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

Суворов и инициатива сотрудников

Татьяна Григорьева / автор статьи


СОДЕРЖАНИЕ

    Как побудить сотрудников проявлять инициативу?

    Почему мои сотрудники такие пассивные? Ответ на этот вопрос можно найти в опыте Александра Васильевича Суворова. Без инициативы его подчиненных ему бы не удалось выиграть почти 100 сражений и ни одного не проиграть.

    Почему Суворову нужна была инициатива каждого солдата?

    Цель каждого сражения — победа
    Как говорил сам Александр Васильевич: «Победа есть не роскошь, а первейшая необходимость». Это была цель каждого сражения, которую жаждал каждый его воин. Однако, как бы полководец не планировал, всегда возникали новые обстоятельства, которые невозможно было предусмотреть. Поэтому без инициативы, как сейчас модно говорить, без проактивности на местах, победить невозможно! Суворов прямо называл безынициативных подчиненных «врагами». Он говорил:
    «Богатыри, неприятель от вас дрожит, да есть неприятель больше: проклятая немогузнайка, лживка, лукавка… От немогузнайки — много беды».
    Таким образом, он фактически считал равнодушных подчиненных своими врагами. Кто бы в своем уме захотел стать врагом самого Суворова?
    «Я действую не часами, а минутами»
    Суворов говорил: «Я действую не часами, а минутами». Эта фраза отражала его оперативность, дающую ему огромное преимущество перед противником. И так как речь идет о минутах, физически невозможно согласовать все с начальством. Суворов, заложив победу и скорость в фундамент своей управленческой парадигмы, априори передавал инициативу своим подчиненным.

    Как Суворов развивал и поддерживал инициативу?

    Суворов воспитывал инициативу в два этапа: до и после сражения.
    До битвы: планирование и обучение
    Во время подготовки и обучения он всегда доносил до всех ключевую мысль: «Если я сказал — налево, а ты видишь направо, меня не слушай! Местному всегда виднее». Таким образом, он не просто разрешал проявление инициативы, но и призывал к ней каждого.
    После битвы: разбор полетов
    Воспитание инициативы продолжалось и после сражений, во время разбора ошибок. Например, во время Польской кампании один из офицеров, возглавлявший разведгруппу, ошибся с численностью поляков и напал на них, в результате чего его группа была разбита. Суворов не только не наказал его, а наоборот, похвалил при всех:
    «Где бы ни увидел врага, всегда атакуй! Пусть боятся».

    Как воспитать инициативу у своих подчиненных?

    1. Доверяйте своим подчиненным — дайте им возможность проявить инициативу.
    2. Постоянно побуждайте их к действиям — создавайте атмосферу, в которой проявление инициативы приветствуется.
    3. Не наказывайте за ошибки, а хвалите за проявленную инициативу — даже если результат не всегда оправдывает ожидания, важно ценить сам факт инициативы.

    Заключение

    Конечно, любые исторические параллели условны, но опыт Суворова может вдохновить вас на управленческие подвиги. Надеюсь, его подход к инициативе и воспитанию самостоятельности у подчиненных окажется полезным в вашем менеджменте.
    Татьяна Григорьева, основатель проекта Исторический менеджмент. Заказывайте корпоративное обучение по программам обучения Исторического менеджмента: выступления, тренинги и стратегические сессии.
    Любите свою страну. Играйте в историю. Создавайте свою историю.
    Смотреть также:
    Ключевой сотрудник ушел к конкуренту! Простить? Понять? Принять? Ищем ответ на примере Ивана Грозного и хана Едигера
    Как справиться с уходом ключевого сотрудника к конкуренту? Изучите на примере Ивана Грозного и хана Едигера, который, несмотря на предательство, вернулся и продолжил службу. Эмоции vs. интересы дела.
    «Наказ» Екатерины II: кто должен разрабатывать стратегию компании?
    На примере «Наказа» Екатерины II разбираем, как вовлечённость лидера, ясное видение и работа с командой помогают создать стратегию, способную направить бизнес к успеху.
    Станиславский и обучение продавцов
    Применение системы Станиславского в обучении продавцов: как поверить в продукт, понять покупателя и повысить продажи через эмоциональный подход и индивидуальное взаимодействие.
    Как эффективнее обучать управленцев?
    ​Статья предназначена для HR-специалистов, сталкивающихся с нежеланием руководителей обучаться. В ней рассматривается концепция андрагогики — науки об обучении взрослых, и предлагаются практические методы пробуждения у управленцев потребности в обучении, основанные на анализе проблем и использовании статистики текучести кадров.
    Проблемы обучения госслужащих
    Автор рассматривает факторы, препятствующие эффективному обучению госслужащих, и предлагает пути их преодоления, опираясь на современные методики и подходы в сфере образования. Статья будет полезна специалистам, занимающимся развитием и повышением квалификации кадров в государственном секторе.
    Как Иван Грозный с помощью SWOT анализа Казань брал
    Стратегические решения царя Ивана IV в ходе завоевания Казани через призму SWOT-анализа. Автор разбирает сильные и слабые стороны московского войска, выявляет внешние угрозы и возможности, повлиявшие на исход кампании.